Снизу доверху колонна Эрехтейона представляет собой последовательное и ясное развитие образа упругой опоры, гармонически сочетающейся с низом и верхом здания и расчлененной на прекрасные пластические детали, не менее гармонично связанные друг с другом по закону инфлексии, сопряжения (плавного перехода) и пропорциональной соразмерности, с тонким учетом технических свойств строительного материала.
В тонко прочувствованном художественном соответствии с композицией колонны разработан и антаблемент ионического ордера Эрехтейона.
Нижняя часть его — архитрав — расчленена на три горизонтальные полосы, чем уничтожается его тяжелая массивность (см. храм в Пестуме и Парфенон) и создается впечатление большей легкости, соответствующей большей тонкости колонн и большей ширине пролетов между ними
От фриза архитрав отделен бусами, эхинообразным киматием и узкой полоской — полочкой. Все эти три орнаментальные детали вместе составляют ясное и красивое завершение архитрава и, по закону инфлексии, служат переходным звеном от архитрава к фризу, отнимая у горизонтальной линии их взаимного соприкосновения характер неподготовленного притыка одной формы к другой.
Аналогичными промежуточными деталями гармонически смягчен переход от фриза к карнизу, а в самом карнизе — переход от прямоугольной выносной плиты его к венчающему ее водосточному жолобу (сима) с изогнутым профилем.
Доминирующей частью антаблемента является фриз совершенно исключительной красоты, насколько можно судить по сохранившимся его кускам. Э
тот фриз представлял собой сплошную ленту темно-фиолетового мрамора, украшенную светлым, из желтоватого мрамора, скульптурным рельефом, изображающим непрерывный ряд связанных друг с другом фигур. Только эти стоящие фигуры являются здесь отголоском вертикального мотива колонн.
Во фризе Эрехтейона нет ничего подобного расчленяющим конструктивным вертикалям триглифов Парфенона, и здесь они были бы не на месте, так как широко расходящиеся волюты создают гораздо более решительный и окончательный переход от вертикали колонны к горизонтали архитрава, чем направленная всем своим упором вверх капитель Парфенона.
В то же время этот фриз, благодаря связной непрерывности украшающего его рельефного изображения, прекрасно выполняет свою функцию «стягивания» колоннады единой, увенчивающей весь низ лентой. Связный и частый ритм изображения на фризе делает излишним учащенный ритмический ряд мутул Парфенона.
Отсюда непрерывность и гладкость выносной плиты карниза.
Выносная плита карниза — это его наиболее массивная плитообразная сильно выступающая часть. Украшения на выносной плите, так же как и на архитраве, убивали бы изображение на фризе, как убивает всякую картину перегруженная орнаментом рама.
Гладкие ленты архитрава под фризом и выносной плиты над ним создают контраст украшенных и гладких поверхностей, заставляющий с особой свежестью воспринимать и прелесть декоративной насыщенности фриза, и благородную чистоту гладко обтесанного мрамора.
Разместил: Колонна Эрехтейона Дата: 21.01.2013 Просмотров: 2831 | | | |